В последние годы наблюдается динамика роста экспорта образовательных услуг. Так, в 2014/2015 учебном году в российских учебных заведениях количество иностранных студентов достигло 282,3 тыс. человек, что составило 5,4% от общего количества российских студентов и превысило аналогичный показатель СССР за 1990–1991 учебный год почти вдвое – 126,5 тыс. человек (2,6%) [1]. В 2017 г. одним из приоритетных направлений российского образования становится его экспорт; как следствие, количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, увеличивается. Так, в 2018 г. иностранных обучающихся насчитывалось 240тыс. человек; в 2019 г. – 260тыс. человек; в 2020 г. – 310тыс. человек [2; 3, с. 120], а целевым показателем выступала необходимость доведения приема иностранных граждан на обучение к 2025 г. до 437 тыс. человек. Ключевым критерием выбора образовательного пространства у 27% иностранных студентов стало высокое качество образования. Среди иностранных граждан получение медицинского образования в России является востребованным. Сегодня российские медицинские вузы активно участвуют в продвижении образовательных программ и услуг на международных образовательных рынках. Число иностранных студентов в Тихоокеанском государственном медицинском университете Минздрава РФ (ТГМУ) стремительно растет. Сегодня в ТГМУ обучаются студенты из 17 стран, и их количество увеличивается ежегодно. Если в 2016 г. в университет поступили 42 человека, то в 2021 г. – уже 174 человека, на сегодняшний день на первых трех курсах обучаются 367 иностранных студентов, большинство из которых – 154 человека (42%) – прибыли из Индии и 88 человек (24%) – из Китайской Народной Республики (КНР).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в содержание основной образовательной программы высшего образования включены обязательные к освоению дисциплины «Физическая культура и спорт», 72 часа, и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», 328 часов. Основной задачей этих дисциплин является формирование важной универсальной компетенции (УК-7) – способность «поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».
В ходе реализации названных дисциплин было выявлено, что обучающиеся из разных стран имеют различный уровень физической подготовленности, что связано с национальными особенностями культуры, религии, менталитета, государственных образовательных программ. Это подтверждает мнение российских специалистов в области физической культуры о том, что в российские вузы поступают иностранные студенты, имеющие низкие показатели физической подготовленности [4, с. 92], а показатели выносливости (общей и силовой) не всегда соответствуют даже «удовлетворительному» уровню [5, c. 103–104]. В российских образовательных программах медицинских вузов физическая подготовка направлена на повышение основных физических качеств и выступает как компонент профессионального становления будущего специалиста в области медицины [4]. Принято считать, что будущий врач не имеет права обладать низким уровнем здоровья, а хороший уровень здоровья и благополучие личности тесно связаны с занятием физической культурой.
В контексте обучения иностранных студентов исследователи часто рассматривают физическую культуру как «мощный фактор» адаптации к образовательному процессу, к условиям пребывания в вузе, приобщения к вузовской среде [6, 7]. Необходимо подчеркнуть, что данная дисциплина обладает огромным потенциалом с точки зрения здоровьесбережения и укрепления здоровья [8, с. 102], способствует мобилизации адаптационных резервов организма, что особенно важно для молодого человека, оказавшегося в непривычных для себя природных и бытовых условиях жизнедеятельности [8]. Недостаточное владение русским языком, цифровизация и информационная интенсификация учебного процесса приводят к тому, что иностранные студенты испытывают стресс, который увеличивается во время экзаменационной сессии: возникают недосыпание, переутомление, понижение работоспособности. Не случайно отдельные авторы рассматривают физическую культуру как средство психического и физического восстановления и сохранения работоспособности [9]. Диагностическое тестирование (входной контроль) позволяет оценить физическую подготовленность и обосновать выбор специальных средств физической культуры [10], информировать обучающихся о результатах и мотивировать их к активному образу жизни, внести корректировку в программу для более эффективного ее освоения с учетом культурных и национальных особенностей. Мы считаем, что включение в образовательную программу дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» специальных комплексов физических упражнений будет способствовать повышению физической подготовленности студентов из Индии.
Еще одна важная составляющая дисциплины – это коммуникативная и социальная адаптация иностранных студентов в вузе [11, 12]. Участие иностранных студентов в различных спортивных состязаниях и соревнованиях совместно с российскими студентами позволяет значительно быстрее преодолеть межличностные, этнические, социальные и культурные барьеры: «уникальность незаурядных факторов физической культуры и спорта заключается в том, что они предоставляют безграничные возможности для налаживания социальных контактов» [13, с. 118], а также способствует проведению на более высоком уровне воспитательной работы с иностранными обучающимися, в том числе и обеспечивает «возможность формирования дружественного отношения к России» [14].
Объект исследования: физическая подготовленность студентов из Индии.
Цель исследования – экспериментально оценить эффективность использования специального комплекса физических упражнений при физической подготовке студентов из Индии в процессе реализации дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Задачи исследования: 1) оценить исходный уровень физической подготовленности студентов из Индии; 2) адаптировать учебную программу по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» с учетом культурных и национальных особенностей и разработкой специального комплекса физических упражнений; 3) оценить эффективность разработанного комплекса.
Материал и методы исследования. Для оценки эффективности влияния специальных комплексов физических упражнений на физическую подготовленность студентов из Индии было проведено педагогическое исследование на базе ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, в котором приняли участие 20 девушек и 15 юношей из Индии, поступивших на обучение в 2021 г. по специальности «Лечебное дело». Средний возраст респондентов составил 17,1 (95% ДИ: 16,8–17,4) года. Наблюдение проводилось в течение 1-го семестра, с сентября по январь. Для получения данных по физической подготовленности использовались результаты шести тестов: «челночный бег», «прыжок в длину с места», «наклон вперед из исходного положения стоя», «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и «поднимание туловища из исходного положения лежа на спине и животе». Для проверки гипотезы о нормальности распределения количественных признаков использованы критерии Шапиро–Уилка и Колмогорова–Смирнова. Статистически значимое различие в связанных группах «до – после» между количественными параметрами с распределением, соответствующим нормальному закону, оценивали с помощью t-критерия Стьюдента. Различия во всех случаях считали статистически значимыми при p<0,05.
Педагогическое тестирование выполнено с соблюдением этических мер, все участники были осведомлены о научной стороне эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. На данный момент в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России обучаются 522 студента из 17 стран по разным направлениям подготовки. В 2021 г. на обучение в университете были приняты 174 человека. Динамика роста количества обучающихся иностранных студентов, поступивших на обучение в разные годы, представлена на рисунке 1. Количество студентов из Индии также имеет положительную динамику: от 47 в 2019 г. до 69 в 2021 г.
Рис. 1. Численность иностранных студентов, поступивших на обучение в период 2016–2021 гг.
В ходе педагогического эксперимента в группе девушек-студенток (n=20) были получены следующие результаты: в тесте «подъем туловища из положения лежа на спине» до эксперимента – 15,55 раза (95% ДИ: 13,21–17,89) и после – 18,45 раза (95% ДИ: 15,92–20,98), улучшение составило 15,5%.
Одним из показательных тестов физической подготовленности, определяющих координацию, выносливость, скорость, является «челночный бег». При выполнении данного теста происходит тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Результаты в тесте «челночный бег» у девушек из Индии практически не изменились: до – 10,7 сек. (95% ДИ: 10,16–11,18) и после – 9,1 сек. (95% ДИ: 9,56–10,38), улучшение составило 6,5%.
Средние показатели в тесте «сгибание рук в упоре лежа», позволяющем определить силу и выносливость мышц рук: до – 12,8 раза (95% ДИ: 9,66–15,84) и после – 15,2 раза (95% ДИ: 11,63–17,97), улучшение на 13,9%.
Скоростно-силовые качества определяли при анализе результатов теста «прыжок в длину с места», где у студенток из Индии фиксировались показатели: до – 102,4 см (95% ДИ: 94,75–109,95) и после – 106,0 см (95% ДИ: 96,16–110,89), изменения характеризовались незначительным улучшением (2,5%).
Для определения подвижности суставов и гибкости традиционно использовали тест «наклон вперед из положения стоя». Было отмечено, что девушки из Индии не могли дотянуться до отметки «0» и тестировались с показателем «минус». Так, средние показатели составили: до: –3,9 см (95% ДИ: –6,79–2,01) и после: –1,1 см (95% ДИ: –3,61 –2,01), улучшение составило 20,5%.
Тест «подъем туловища лежа на животе» позволяет оценить силу мышц спины. Так, девушки из Индии показали средние результаты: до эксперимента – 15,55 раза(95% ДИ: 13,21–17,89), и увеличили свои показатели на 16% после – 18,45 раза (95% ДИ: 15,92–20,98). Во всех тестах различия были статистически значимы (p<0,05). Наглядно сравнительную характеристику показателей физической подготовленности студенток из Индии можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности студенток до и после прохождения элективного курса по физической культуре и спорту
Однако следует отметить, что, несмотря на положительную динамику при выполнении всех тестов, показатели физической подготовленности у девушек в тестах «прыжок в длину с места» и «наклон вперед из положения стоя» оставались на низком уровне и не достигли отметки «удовлетворительно» (рис. 3). Это свидетельствовало о том, что развитию такому качеству, как гибкость, формирующемуся в раннем возрастном периоде, не уделялось должного внимания до поступления в университет. Оценка «хорошо» была получена в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа».
Рис. 3. Сравнительная характеристика показателей девушек
Анализ полученных результатов педагогического тестирования у юношей из Индии свидетельствует о значимых изменениях в тесте «подъем туловища из положения лежа на спине»: до – 26 раз (95% ДИ: 19,34–32,66) и после – 33,27 раза (95% ДИ: 27,98–38,55), улучшение составило 21,2%. Установлено достоверное снижение времени в тесте «челночный бег»: до эксперимента юноши пробегали расстояние за 8,06 сек. (95% ДИ: 7,36–8,76) в конце эксперимента – за 7,76 сек. (95% ДИ: 7,29–8,23), отмечалось улучшение результата на 14,3%.
При оценке скоростно-силовых качеств в тесте «прыжок в длину с места» были выявлены незначительные улучшения: до – 189,8 см (95% ДИ: 175,39–204,21) и после – 194,07 см (95% ДИ: 181,02–207,12), улучшение составило 2,2%.
Заметный прирост показателей наблюдался в тесте «наклон вперед из положения стоя» на 33,3%: до – 4,75 см (95% ДИ: 0,55–8,95) и после – 7,13 см (95% ДИ: 4,23–10,03). Выполнение теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» позволило оценить изменение силы мышц груди и рук. Средние показатели в группе юношей увеличились на 27,5%: с 20,08 раза (95% ДИ: 13,77–26,4) в начале занятий до 27,6 раза (95% ДИ: 22,12–33,08) – после. Силу мышц спины оценивали тестом «подъем туловища лежа на животе», результаты за время занятий улучшились на 18,8%: с 19,17 раза (95% ДИ: 13,77–24,56) до 23,6 раза (95% ДИ: 18,6–28,6).
Во всех тестах различия были статистически значимы (p<0,05). Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности юношей из Индии до и после прохождения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика показателей физической подготовленности юношей до и после прохождения элективного курса по физической культуре и спорту
Анализируя показатели физической подготовленности юношей, следует отметить, что во всех тестах были получены результаты с оценкой «удовлетворительно», кроме теста «прыжок в длину с места» (рис. 5).
Рис. 5. Сравнительная характеристика показателей юношей
По представленным выше данным следует отметить эффективность влияния использования специального комплекса физических упражнений на повышение физической подготовленности обучающихся из Индии.
Заключение. В связи с тем, что количество иностранных студентов в вузе имеет тенденцию к росту, значимой является проблема адаптации рабочих программ дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» к особенностям физической подготовленности к данной категории обучающихся. Актуальность корректировки программ подтверждается отмечаемым многими исследователями неодинаковым уровнем физической подготовленности студентов из разных стран, различием по многим физическим показателям. Проведен анализ эффективности включенных в программу дисциплины комплекса специальных физических упражнений. Представлены результаты анализа физических показателей студентов из Индии до и после прохождения курса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в 1-м семестре, позволяющие сделать вывод о положительной динамике. Так, улучшение произошло в тестах «подъем туловища из положения, лежа на спине», «наклон из положения стоя» и др. Анализ результатов исследования показал, что включенные в программу специальные упражнения на развитие гибкости, силы и выносливости позволяют улучшить показатели на статистически значимом уровне (р<0,05) относительно исходных значений. Полученные результаты определяют необходимость последующего контроля и семестрового анализа показателей, а также их целесообразно использовать специалистам в сфере физической культуры и спорта, работающим с иностранными студентами.
Библиографическая ссылка
Каерова Е.В., Приймак Н.В., Садон Е.В., Козина Е.А. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31658 (дата обращения: 01.06.2024).